О создании православной ассоциации психологов

Image Alternate Text

24.11.2011 г.

г.Киев                                                                                                                             
Киево-Печерская Лавра 
Киевская Духовная Академия и Семинария

Собравшиеся по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира участники Круглого Стола «Православие в Украине: актуальность современной апологетики» определили:

Продолжающийся в течение последнего десятилетия всплеск общественного интереса к психологии и психотерапии не обошел стороной и Церковь. Стремление духовенства и церковнослужителей помочь людям, часто не готовым к восприятию духовных советов и наставлений, заставляет искать компромиссные – психологические методы помощи. В то же время часто сами психологи, приходя в Церковь, стараются использовать свои знания и навыки для помощи людям. Не маловажна психология и в организации волонтерского служения, решении семейных проблем, реабилитации алко- и наркозависимых, бывших заключенных и других видах социального служения. Особенно актуальны психологические вопросы, когда речь идет о молодежи.

Однако применение психологических навыков и методик требует особо трепетного, крайне осторожного анализа возможных последствий, как для психики человека, так и для его духовной жизни. Часто популярные методы вступают в прямое противоречие с наставлениями святых Отцов, а то и вовсе представляют из себя игру в «русскую рулетку» с психикой человека.

За последние двадцать лет на постсоветском пространстве возникло много школ и направлений как импортного, так и отечественного происхождения, называющих себя психологическими. При новаторской полезности некоторых из них, порой даже возможности их синергии со святоотеческой аскетикой, некоторые из них несут в себе и нечто совсем обратное – антинаучные, оккультные составляющие.       

К таковым относиться т.н. «положительное мышление», построенное на самовнушении и деформации восприятия реальности, НЛП, заведомо устремленное на недопустимое для православного христианина стремление влиять и манипулировать другими людьми. К ним же относятся те из методов психотренингов, которые направлены на «выработку командности», «привитие корпоративных ценностей» и «повышение эффективности», которые переводят рабочие обязанности из ранга социально и личностно значимых в ранг смысла жизни и основы всего в сознании человека. Таким образом, выводят их на место в жизни человека предназначенное лишь для Господа Иисуса Христа. Следовательно, стираются грани человеческой личности, формируется внешняя корпоративная личность, при этом игнорируется внутреннее состояние человека.

К ним относятся и всевозможные методы, включающие в себя скрытое воздействие на психику человека, пусть даже и с благими целями, но без информирования объекта о применяемых к нему методах и возможных последствиях. К сожалению, есть случаи, когда такие методы с целью «повышения эффективности» иногда по неведенью используют при проведении православных мероприятий социального или молодежного направления. Как правило, это есть следствие желания «повысить эффективность» мероприятия и восприятия информации, без понимания самим тренером сути используемых им техник.

Иногда из-за недостаточной информированности православные люди воспринимают в качестве научных явно оккультные практики, такие как ДЭИР Верещагина, «метод Сильвы», «Вальдорфская педагогика», практики Козлова, Некрасова, Норбекова и другие.

Порою сомнительные системы вовсе позиционируются как «православные» или «очень близкие к Православию». К сожалению, могут исходить они и от лиц наделенных священным саном. Например – психологические методы и рекомендации игумена Евмения, несмотря на то, что в феврале 2008 года пресс-служба Синодального миссионерского отдела РПЦ распространила заявление, оценив его методы и тексты, как: «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства — распространению православной веры».

Разобраться во всевозможных психологических школах и методах, оценить степень квалификации специалиста, который в случае недостаточной подготовленности может этим нанести вред, даже используя вполне полезные методы, – задача не из простых. Она под силу профессионалам, имеющим хороший консультационный опыт и опыт воцерковления. Только так можно оценить научный потенциал психологической методики и возможные духовные последствия ее применения. Сочетание таких двух качеств – достаточно редкое явление. Поэтому, порой благословение священноначалия получают люди, просто пользующиеся расположением и доверием. Часто и без всякого благословения отдельные граждане или группы, именуемые в сектоведении психокультами, выдают себя за православных психологов, при этом не являясь ни православными, ни психологами.

Еще одним риском является смешение понятий «психологической помощи» и «духовного наставничества», которое иногда практикуют не в меру ретивые православные прихожане, под вывеской «православной психологии» занимаясь духовным наставничеством, при этом не будучи ни священниками, ни монахами.

Для предостережения от возможного вреда прихожан Православной Церкви и людей, просто доверяющих именно православным психологам, участники Круглого Стола считают целесообразным:

  1. создать при структурных подразделениях Священного Синода Украинской Православной Церкви Православную ассоциацию психологов из числа грамотных специалистов в психологии и психотерапии, имеющих опыт церковный жизни и соответствующие характеристики духовенства ведущего  их духовное окормление;
  2. признать рецензию данной Ассоциации необходимым обоснованием для церковного благословения психологической практики позиционирующейся во взаимосвязи с Православием и Церковью или с ее структурами и приходами;
  3. создание в тесном взаимодействии с Православной ассоциацией психологов епархиальных психологических служб, действующих на основании того же рецензирования;
  4. распространить в церковных СМИ и довести до ведома духовенства и прихожан УПЦ информацию о необходимости наличия официальной рецензии Ассоциации у лиц, ссылающихся на некие церковные благословения или именующих себя «православными психологами»;
  5. отказывать в благословении лицам, не имеющим указанной рецензии и, несмотря на это, продолжающих практику и «православное» позиционирование. Распространить в церковных СМИ информацию об этом. 

Участники Круглого Стола:

Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, ректор Киевской духовной академии и семинарииАрхиепископ Бориспольский Антоний
Председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и другими военными формированиями Украины      Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
Председатель Синодального миссионерского отдела УПЦ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦАрхиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Председатель Синодального отдела УПЦ по делам семьи Епископ Васильковский Пантелеимон
Председатель по охране здоровья и пастырской опеке медицинских учрежденийЕпископ Дрогобычский  Филарет
Председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежиЕпископ Обуховский Иона
Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦпротоиерей Георгий Коваленко
Председатель Синодального отдела УПЦ протоиерей пенитенциарной  системыпротоиерей  Виктор Яценко
Председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служениюархидиакон Сергий Косовский
Председатель Всеукраинского Апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоустапротоиерей Александр Мирошниченко
Советник Министра обороны Украины, Президент Всеукраинского межконфессионального религиозного христианско-военного братстваЛысенко С.П.


Источникhttp://apologet.in.ua/documents/dokumenty-apologeticheskogo-tsentra/2690-opredelenie-uchastnikov-kruglogo-stola-quotprav

Комментарии:

Оставить комментарий

avatar