Полемика вокруг православной психологии

Image Alternate Text

И.Латыпов Само по себе словосочетание «православная психология» звучит странно. Так же, как «христианская физика» или «исламская химия». Но чаще всего под этим словосочетанием понимают практическую психологическую и психотерапевтическую работу, основанную на христианских принципах. Это меня и настораживает. По моему убеждению, психолог или психотерапевт по сути своей не может и не должен опираться на какую-либо религию в своей работе. Потому что в противном случае он - священник, а не психотерапевт, как бы сам себя не называл. Религия может оказывать психотерапевтический эффект, но главная цель священника или миссионера совершенно иная, чем у психолога…

 

Очень характерный текст, довольно типичный, в котором дается описание православной психологии (http://www.psychologos.ru)

Православная психология

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.

Ученые психологи в миру, сами будучи душевно-плотскими людьми, изучают всегда душевно-плотских людей и только под душевно-плотским углом зрения. Они настолько погрузились в плотяность, что изучение психических явлений с помощью психометрических методов и разных машин стали считать высшим достижением науки. Эта поразительная узость миросозерцания и рабское подчинение материалистическому направлению, которые делают их подобными каторжнику, прикованному по рукам и ногам цепями к своей тачке, в данном случае - разными «авторитетами» и «духом времени», не дают им возможности увидеть и поверить, что существует, кроме их аудиторий и экспериментальных институтов и кабинетов, ещё другая жизнь, где царит свобода духовной мысли, - жизнь, наполненная сиянием вечного дня и благоуханием небесных откровений…

Святоотеческая психология - динамичная, в высшей степени живая, рассматривает дело в широком масштабе приснодвижущегося духа - духа, разорвавшего путы и оковы мира, борющегося со своими и его страстями и перешедшего грань материализма.

Ученые психологи не знают и не подозревают ни тех чувств, ни тех настроений, которыми горит подвижник. Даже движения собственных страстей, гордости, тщеславия, неверия, плотоугодия ими не изучаются, а уж, кажется, чего бы проще и естественнее.

А психология святоотеческая - это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии - это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний.

Итак, ученые в уме, чувстве и воле видят лишь один определенный аспект - греховный, противоестественный; для них самих, впрочем, нормальный.

Святые же отцы, когда рассуждают о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души, рассуждают не только в отношении плотского человека, но и борющегося со страстями, и даже святого. Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения, а еще надо помнить про бесчисленные переходы между ними и оттенки.

По сути  дела, очень выражен миссионерский уклон, уверенность в абсолютной Истине и агрессия по отношению к конкурентам, светским психологам и психотерапевтам. Архиепископ Дальнего Востока Игнатий (сам, кстати, аспирант МГУ по психологии!) прямо однажды сказал, что Фрейд - это бесовщина. Разумеется, вполне можно не соглашаться с Фрейдом (что большая часть современных направлений в психотерапии и делает), но одно дело: «я не согласен с Фрейдом», а другое дело - «Фрейд - бесовщина». В этом я вижу главную установку и особенность христианской «психологии»: жестко заданную систему координат и ценностей; жестко определенный источник проблем человека (грех); жестко заданная оценочность по отношению к человеку. Если современная психология и психотерапия по сути аморальны (т.е. вне морали), то христианская - подчеркнуто моральна. 

Вот что пишет православный психолог Д.Авдеев (http://www.daavdeev.ru ):

Принципы православной психологии:

- Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обладатель величайшего дара Божиего — святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
- Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих.

…Будучи православным христианином и врачом-психиатром, психотерапевтом, я глубоко убежден в том, что значительная часть психических расстройств (так называемых «пограничных» состояний) — следствие греховного образа жизни, страстей и пороков, укоренившихся в душе человека".

Говоря о воспитании, он также однозначно выступает с позиций священника и миссионера: 

"… воспитание детей в духе настоящего, а не мнимого духовного и душевного здравия, подлинного благочестия невозможно без веры в Господа Иисуса Христа и без помощи Божией. Только благодатью Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется"

По сути дела, на приеме православный священник просто обязан заниматься обращением в православие и, что особенно важно, приведением верующего в лоно Церкви, т.к. вне Церкви нет спасения. Другой православный психолог, игумен Иоасаф, это фактически признает:

ПН: А вы пытаетесь вывести неверующих людей через светскую психологию на другой уровень?
игумен Иоасаф
: Вы правильно сказали - на иной уровень. Я не начинаю пропагандировать веру, а стараюсь, чтобы человек сам увидел решение своей проблемы, и понял, что на земном уровне можно решить эти проблемы сейчас, но через полгода или год они вновь вернутся. Человек приходит к психологу или батюшке с претензией на внешние события, и тогда основная психологическая работа направлена на то, чтобы локус внимания перевести на внутренний мир. А внутренний мир – это и есть мир Бога, без которого решение ни одной внутренней, духовной проблемы невозможно.

http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=369

Миссионерский призыв виден и в статье А.Гостева, трансперсонального психолога с православным уклоном ("Психология", 2007, №4):

"Если психология желает быть наукой, адекватной своему названию, ей следует не только признать богосозданный статус человеческой души, ее метафизическую связь с мирозданием... Автор хотел бы видеть учебники психологии, авторы которых признают, что Бог создал человека по своему образу и потенциальному подобию, дав людям бессмертную душу. Только впитав в себя метафизические измерения духовного бытия, психологическая наука будет способна помогать движению образа Божия в сторону богоуподобления человека".

Один из главных постулатов современной психотерапии, вне зависимости от того, какое это направление (когнитивная, экзистенциальная, психодинамическое и так далее), утверждает безоценочность подхода к клиенту, за исключением моментов, напрямую касающихся уголовного кодекса. Психолог не навязывает своей картины мира. Разумеется, безоценочность эта относительная, но христианский психолог НЕ МОЖЕТ НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, так как он выступает как носитель Истины, изложенной в Евангелиях. У него жесткая система координат, и он в обязательном порядке должен давать оценку клиенту (греховно - не греховно). Методология работы "психолога" любой религиозной конфессии обязывает измерять человека мерками своей религии, так как именно она (со всеми правилами, понятием греха и так далее) и является философской и методологической основой. Если же "христианский психолог" задвигает понятие греха в сторону, и с женщиной, изменившей мужу, будет говорить как с человеком, имеющим определенные переживания и проблемы, а не как с "сосудом греха", то он перестает быть христианским психологом (а по сути - священником и миссионером). 

Христианский психолог НЕ МОЖЕТ НЕ ОТРИЦАТЬ существование других мировоззрений, кроме христианского (в православном понимании), т.к. истина одна, и она уже известна психологу. Но разве можно тогда говорить о принятии человека?

Радикальный фанатизм, достойный протопопа Аввакума, слышится в этих строках популярного в настоящее время старца Паисия: 

"Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной…".

"И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что "исповедуются" у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами] словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться... А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха" 


Почему бы просто не назвать «православного психолога» миссионером и священником, который использует некоторые приемы из психологии/психотерапии? И  тогда все станет на свои места?... Наверное, потому что люди не придут. Потому что не видят в священнике человека, который может по-настоящему помочь. А к православному, но психологу - пойдут (особенно если себя в целом относят к православным, и являются верующими). И получат проповедь… 

P.S. Цитаты православных психологов (http://dusha-orthodox.ru)

Уж лучше быть униженным, оскорблённым, чем самому унижать и оскорблять. И лучше пережить предательство, чем самому предавать!

Мы ненавидим грех в человеке, и в первую очередь в самом себе, а не самого человека.

Сознательный отказ от брака - девство, является добродетелью, которая, как и все добродетели, ведут человека ко спасению. Безусловно, что это подвиг и очень серьезный шаг в жизни, который, по словам Спасителя, "не все могут вместить".

Естественно, что если жить благочестивой жизнью и потерпеть это состояние (упадок настроения, самообвинения, стыд, вина - прим. мое), причиной которого, с Ваших слов являются Ваши прошлые неблаговидные поступки, то, рано или поздно, эти Ваши болезненные состояния пройдут.

И.Латыпов 

Источникhttp://tumbalele.livejournal.com/

Комментарии:

Оставить комментарий

avatar