Человек — это высшее творение Божие // Из курса лекций "Христианская Антропология"

Image Alternate Text

Человек — это высшее творение Божие в видимом мире.
Свидетельства о величии и достоинстве человека многочисленны.

1. Господь творит человека Сам, а не повелевает земле или воде произвести его, как это было со всеми иными живыми существами видимого мира (см.: Быт. 1, 26-27; 2, 7, 22).
2. Все творение несет на себе таинственную печать премудрого и всеблагого Бога, но только человек в видимом мире создан по образу Божию и призван достигнуть божественного подобия (см.: Быт. 1, 26-27).
3. Только созданию человека предшествовал Божественный совет, выраженный в Библии фразой: И сказал Бог: сотворим чело¬века по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,} и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26).
После этого последовал Божественный акт творения: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж¬чину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).
4. При сотворении Господь Сам вдыхает в человека дыхание вечной жизни, и человек становится душою живою (Быт. 2, 7). Среди творений видимого мира только человек приобщен благодати в самом акте тво¬рения непосредственно Богом. Единство с Ним становится неотъемлемым условием человеческой жизни. Нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать — это дыхание Божие, божественная струя, животворящее присутствие Духа Святого .
5. Человек стал последним, завершающим творением Божиим, и в этом также есть указание на его достоинство. Свт. Григорий Нис¬ский поясняет: Человек — эта великая и досточестная тварь — не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться пре¬жде подначальных, но после того как уготовано сперва владение, следовало показать и царя .
6. Сотворенный человек получил силу и власть над видимым миром, что выражено и в божественных словах о владычестве человека (см.: Быт. 1, 26-28; 2, 15), и в поступках первозданного Адама — наре¬чение имен животным, чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19).
Это лишь один из примеров, подтверждающий не только мудрость Адама, но и его царственное преимущество над всеми живыми существами.
Свт. Иоанн Златоуст о наречении имен говорит: И привёл их, сказано, к Адаму, чтобы видеть, как он назовёт их. Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость Адама. Впрочем, это дела¬ется не для того только, чтобы мы видели мудрость его, но и для того еще, чтобы в наречении имен виден был знак владычества. И у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным... и притом имена собственные и соответствующие каждой породе.

Из курса лекций «Христианская антропология»

_________________________
Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 3 //Творения: В 8 ч. 4. 1. — M., 1861. С. 14.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - M., 1991. С. 239.
* Григорий Нисский, свт. Указ. соч. Гл. 2. С. 13.

#христианскаяантропология #христианство #обучение #русскаядуховнаяакажемия

Комментарии:

Оставить комментарий

ComForm">
avatar