Нежно за ушко, да на костер // По следам интервизии

Image Alternate Text

Да с любовью приступим к интервизии…
Вот чем отличаются запросы обычной светской психологии, от христианской? Чаще всего почти ничем. Но бывают очень даже яркие и показательные клиенты, сессии с которыми показывают, что разница – просто огромная.

И вот в одну из групповых наших встреч было очень горячо и интересно, потому как запрос был – как яблочко наливное, созревшее, - почти сразу всем присутствующим в самое сердце – про любовь. И не просто про любовь, а про христианскую. Про любовь к людям.

Порой христианином быть сложно. Потому как Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35).

Господь завещал любить. И тут приходит клиент, который считает себя христианином и говорит: «А я не люблю людей, я имитирую любовь. Чаще имею чувство раздражения. Ничего не могу с собой поделать. А я ведь считаю себя христианином. Как быть?».
Вот и как решать задачу будем? На какой плоскости? Религиозной или психологической?

Все зависит от клиента, его потребностей и адекватных ожиданий от психолога.

Из данного запроса тянется еще несколько нитей. Человек и его чувство любви. Человек и его чувство раздражения. Человек и его отношение к самому себе. Человек и его отношение к другим (близким и дальним). Человек и его понимание религии. И все это дело не одного часа и не одной сессии. Очень многоуровневый запрос, сразу породивший много тем для дискуссий во время обсуждения.

«Я понимаю причину своего раздражения – не понимание другого. Но даже если я другого понимаю, это не дает утешения и другого отношения к человеку. Он все так же раздражает. Люди невежественные раздражают. Я терплю, а потом ругаюсь матом».

Вот такие хитрые запросы бывают у нас на интвервизиях курса «Психология и психотерапия в православной традиции». И только там можно встретить столько горячих обсуждений, дискуссий, даже споров! на философские, богословские и экзистенциальные темы, потому что они всем откликаются. У всех всплывает что-то свое.

А как решать задачу будем? А здесь тоже хитро все. Индивидуально-творчески с каждым отдельно взятым христианином. Универсального рецепта нет. Нет единой универсальной методички с ответами на все вопросы: «Делай так, скажи так, он тебе ответит это, а ты ему то…» Каждый человек – уникален. Каждая сессия – уникальна. И будь их тысяча похожих, не будет ни одной одинаковой.
А все-таки, что делать, если раздражают люди?

Христианин людей хочет любить – это одна история. А человек, например, агностик – вовсе, может быть, не хочет любить людей, а хочет переселиться на необитаемый остров или выселить на другую планету всех тех, кто его раздражает – и это другая история….
Но в корне всего должно лежать понимание, что в раздражении на другого, есть информация про меня, о чем еще К.Г.Юнг говорил: «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя».

Если есть готовность, можно начать более пристально вглядываться в других, как в зеркало, отражающее что-то вытесненное у нас из сознания в бессознательное, что мы видим в других, и раздражаемся на это, но не хотим видеть и принимать в себе.
У Германа Гессе есть похожее высказывание: «Если вы ненавидите человека, вы ненавидите в нем что-то, что является частью вас самих. То, что не является нашей частью, не беспокоит нас».

Как гипотеза, м.б. когда человек говорит: «Люди невежественные раздражают. Я терплю, а потом ругаюсь матом». Это про то, что человек в себе не принимает невежество, возможно была какая-то история, которая оставила свой след, поэтому человеку быть невежественным нестерпимо, даже опасно, потому что это имело какие-то плохие последствия в его жизни. И человек не на других, а на себя ругается матом, на свое совершенное когда-то невежество.

А м.б. здесь здесь стоит посмотреть на родителей или в сторону других значимых фигур в его жизни… Исследовать, смотреть, искать и находить.
Священник Эдвард Бикерстет в «Трактате о молитве» так описывает один эпизод из жизни английского христианского реформатора Джона Брэдфорда:
«Благочестивый мученик Брэдфорд, когда он увидел бедного заключенного, которого вели на казнь, воскликнул: «Туда, если бы не милость Божия, шел бы и Джон Брэдфорд». Он знал, что в его сердце есть те же греховные начала, которые привели преступника к этому позорному концу».

Поэтому в следующий раз, когда сильно злясь и раздражаясь, захочется кого-то отправить на костер, в первую очередь стоит обратить внимание на свои негативные эмоции. Их можно использовать для знакомства со своей теневой частью, со всем тем, что лежит на уровне неосознаваемого, вытесненного в бессознательное, и т.о. – лучше начать понимать свои реакции, а понимая причину своих реакций – начать менять уже свои мысли, свое поведение, и в конечном итоге – свою жизнь.
#христианскаяпсихология #последаминтервизии #психологияипсихотерапиявправославнойтрадиции #православие #психология #психотерапия #практика #обучение #интервизия #прочувства #чувства #эмоции #раздражение

Комментарии:

Оставить комментарий

ComForm">
avatar